Со старта чемпионата России по футболу минуло всего лишь два тура. Тем не менее этого отрезка достаточно, чтобы сформировать для себя первые впечатления футбольной весны. Поговорим о том, что впечатлило, поразило, удивило, не оставило равнодушным, и, напротив, порядком набило оскомину…
Не знаю, как там у Божовича с Красножаном пойдут дела дальше, но на старте сезона именно ведомые этими специалистами "Динамо" и "Локомотив" оставляют самое приятное впечатление. Даже по следам проигранного матча в Перми "железнодорожники" упрёка в свой адрес не заслуживают, разве что чуть-чуть – за транжирство. Ещё в период межсезонья, когда некоторые только-только стали что-то наигрывать, Красножан смело заявлял, что ясно видит контуры состава и представляет, во что будет играть его команда. Как все мы могли убедиться, не лукавил наставник, дело говорил. "Локо" демонстрирует ладно скроенную и радующую глаз игру, да вот беда – так и не прикупили форварда-наконечника, который смог бы продавливать оборону соперника, успешно вести борьбу в воздухе и доводить до логичного завершения усилия партнёров.
"Динамо", напротив, уже сейчас может похвастать удачным приобретением в лице боснийца Звездана Мисимовича. Недавний матч с "Ростовом" Миодраг Божович назвал лучшим с поры, как он находится у штурвала "бело-голубых". И, надо сказать, было отчего – "динамовский" коллектив действительно преобразился в лучшую сторону. По прошлому чемпионату команда Божовича была одной из самых примитивных в плане тактической оснащённости, которая зачастую сводилась к предсказуемым забросам на Кураньи в надежде на легионерскую прыть форварда.
Теперь же, сохранив при себе скоростно-силовой стиль, "Динамо" смотрится гораздо вариативнее в атакующих действиях. Адресат прежний – Кураньи, но мяч теперь доставляется не только от крайних полузащитников, но и из центральной зоны. Божович, заполучив в свои ряды Мисимовича, теперь может сыграть довольно эффективную схему 4-2-3-1, где роль "разводящего" отводится именно боснийцу. При таком раскладе, когда в составе есть толковая "десятка", более широкий диапазон открывается для полузащитников, и созидательная игра приобретает многовекторность. В сумме это даёт довольно презентабельную игру, которая может легко видоизменяться по ходу встречи с 4-2-3-1 в 4-1-4-1 или 4-1-3-2.
Интересная особенность прослеживается в таком щепетильном в последнее время вопросе, как лимит на легионеров. Уж сколько копий сломано да нервов изведено в досужих разговорах на тему: четыре, пять или шесть иностранцев – панацея от всех бед для российских клубов. Согласно прежним планам, число легионеров на поле к сему моменту должно было ограничиться пятью и стремиться к четырём, но возросший ропот и недовольство представителей клубов не позволил продвинуться в этом вопросе дальше, нежели шесть "варягов", имеющих право выходить в стартовом составе.
Наиболее тяжело в рамки легионерского лимита вписываются "Краснодар" и "Ростов", подавляющее большинство команд выпускают на поле 6-7 футболистов с российскими паспортами, а московские ЦСКА и "Локомотив" могут легко себе позволить обходиться минимальным количеством иностранцев, выпуская на поле до восьми обладателей российского паспорта. С чем это связано? Прежде всего, с появлением более классных легионеров и отсевом "ширпотреба", места которых всё-таки занимают выпускники клубных школ или выходцы из низших дивизионов. Молодым свойственна амбициозность и желание себя реализовать, что создаёт некий эффект конкуренции среди "своих" и толкает засучить рукава тех, кто ещё недавно почивал на лёгких хлебах, будто собака на сене.
ЦСКА отказался играть в "болотный" футбол, и потекли разговоры, что, дескать, на решение о переносе встречи повлиял вес и авторитет в руководящих кругах Евгения Гинера. Позвольте, а почему никто не говорит, что человек обладает элементарным качеством – уважением к себе и своим футболистам. Мне дико читать оправдательный лепет самарской стороны, подкреплённый откровенными намёками на предвзятую оценку ситуации руководством ЦСКА, когда достаточно взглянуть на авторское кино Игнашевича и воочию убедиться, что на таких полях не играют в футбол. Даже в России! Впрочем, сие утверждение спорно, если припомнить 2006-й год и самый грязный матч в истории российского футбола "Крылья Советов" – "Локомотив".
О каком срыве матча открытия может идти речь, когда от одного открывающегося вида человек развернётся и, мерно посапывая, пойдёт в обратную сторону. Форс-мажор, не форс-мажор – это хлеб для юристов, а факт, что называется, перед глазами и лишних комментариев не требует. В этой ситуации можно лишь посочувствовать тем людям, кто искренне бросил свои усилия во спасение лица российского раздолбайства, и болельщикам, многие из которых преодолели сотню-другую километров в надежде посмотреть матч. Подозреваю, кое-кто подобный вояж совершил в последний раз.
С уважением отношусь к Курбану Бердыеву, но не могу понять, почему на плачевное состояние газона в Казани у него открылись глаза только сейчас, когда настала пора распахнуть гостеприимные обьятия "Тереку"? Если Самара понесёт какое-то наказание за ненадлежащую готовность домашней арены, то по касательной это должно отразиться и на Казани, где условия проведения матча были сопоставимы с самарскими с той лишь разницей, что "Терек сыграл, а ЦСКА – нет. Дело вкуса, как говорится. Когда "Рубин" переносил свою игру с "Твенте" в Москву, в Минске БАТЭ принимал французский ПСЖ.
Более-менее владею положением дел в белорусской команде, поэтому могу судить о том, в БАТЭ от уборщицы до руководителя клуба – все были заинтересованы в надлежащей, в меру сил и погодных условий, организации матча, чего в конечном итоге и достигли. Что помешало проявить должное рвение и желание "Рубину"? Как можно было говорить о смене игрового вектора казанского клуба в сторону зрелищности, если за спиной нет пригодного газона для претворения в жизнь каких-либо тактических задумок? Выпустили казанцы новомодные программки к матчу – здорово, очень хорошо и, наверное, не я один бы желал пополнить свою коллекцию подобным экземпляром, но, господа, встречают ведь по одёжке…
И всё-таки есть у наших ребят характер и воля, несмотря на все реалии суровой действительности. Признаться, никак не ожидал увидеть в воротах питерского "Зенита" на матче против "Анжи" Вячеслава Малафеева, на душу которого выпало тяжёлое испытание преодолеть, не сломаться, пережить и вернуться себя. Ему обязательно нужно было играть, тренироваться, выходить в составе и открывать для себя новые ориентиры, дабы не утратить главного – тягу к существованию и вкус к жизни. В такие минуты они, как никогда прежде, были нужны друг другу – "Зенит" и Малафеев.
В годину, когда обрываются нити из клубка человеческих судеб, важно не встать на край обрыва, а найти в себе силы потянуть за спасительный узелок и удержать в руках житейские струны. Как же редко у нас случается так, что человек преодолевает себя на изломе, находит свой, казалось бы, навсегда потерянный маяк и впускает в себя его далёкий, манящий и таинственный огонёк. Если такое случается, значит есть ещё в наших людях некая силища, способная своротить горы и подчинить себе время…