Поразмышляем над последними приобретениями "Терека" и "Анжи" и другими парадоксальными историями в российском футболе.
У детей есть один замечательный вопрос, вернее, слово, с которого начинается множество вопросов: почему? Его прелесть в том, что маленький человечек за пару секунд способен поставить тебя в тупик. Действительно, как сходу ответить, почему небо синее, а слон больше верблюда?
В последнее время я начал замечать, что такие вот вопросы-"почемучки" всё чаще рождаются в отношении нашего, российского футбола. И, как правило, это тоже вопросы, которые ставят в тупик. На которые вот так запросто, с кандачка, не ответишь. Помните, например, знаменитый стихотворный баннер болельщиков "Томи", обращённый к "Газпрому": "Почему не клуб Сибири, а "Зенит" и 04"? Характерный, по-моему, пример из этой области. Чем-то похоже на вопрос про слона и верблюда, не находите? А хуже всего то, что футбольные вопросы, которые могут и должны начинаться на "почему", множатся, как снежный ком. Только-только мы потеряли "Сатурн" и едва не простились с "Амкаром", как в "Терек" едет Рууд Гуллит, а в "Анжи" – Роберто Карлос. А мысли-то путаются. Сначала хочется спросить: почему мы такие бедные? И оплакивать, оплакивать, оплакивать. А теперь что спрашивать: почему такие богатые? И улыбаться, недоумевая? Или скоро мы ко всему привыкнем и перестанем удивляться, даже если узнаем, что российский чемпионат решили обратно перевести на систему "весна-осень"? Пока радует, что если и привыкли, то всё-таки не до конца. Поэтому всё ещё хочется спрашивать, например… …почему Сергей Фурсенко ставит в пример то, что горячо любимый им Кодекс чести подписал Дик Адвокат, который без зазрения совести "кидает" сборную Бельгии, проработав в ней чуть больше полугода? Или Андрей Аршавин, который, вопреки записанному в Кодексе, почти не общается с российской прессой? Почему футболисты "Зенита" летят в ОАЭ на матч сборной России с Ираном газпромовским чартером прямиком из Испании, а игроков ЦСКА вынуждают добираться туда же на перекладных?
Почему календарь футбольного сезона у нас принимается меньше чем за месяц до старта чемпионата, причём его первоначальная версия, родившаяся в момент путаной жеребьёвки с шоу-вкраплениями в виде выступления Николая Трубача и Владимира Преснякова-старшего, меняется до неузнаваемости? Почему первый дивизион пополняет 17-я по ранжиру команда из второго, а Премьер-Лигу – 5-я из первого дивизиона? Почему футбольный клуб у нас закрывается, только чтобы не выплачивать долги футболистам, и почему создаются и копятся такие долги – при самых маленьких, как уверяет экс-тренер "Сатурна" Андрей Гордеев, премиальных в Лиге? Почему ПФЛ спокойно и мирно работает себе долгие годы, а когда её президент Николай Толстых жёстко ставит вопрос о целесообразности моментального перехода на систему "осень-весна", организацию моментально объявляют юридически незаконной? Почему новоизбранный президент РФС год назад в интервью говорит буквально следующее: "Если бы я пришёл чуть раньше — к примеру, в конце прошлого сезона, — то мы бы, думаю, всё успели сделать и нашли бы в спокойном режиме какого-нибудь инвестора для той же "Москвы"? А меньше чем через год исчезает "Сатурн" и близок к понижению в классе "Амкар"?А президент РФС уже ругается на тех, кто слёзно просит этих самых инвесторов у Путина и Медведева?
Ей-богу, в количестве всех этих "почему" я скоро переплюну своего старшего сына, у которого сейчас самый "почемучный" возраст – пять лет. Сейчас же, глядя на то, что происходит в "Тереке" и "Анжи", хочется задать в чём-то детский вопрос. Впрочем, с таких параллелей мы и начали этот материал. А правда: почему на все 16 клубов Премьер-Лиги нельзя найти хотя бы по одному любящему футбол олигарху, который каждой команде подарил бы своего "роберто карлоса"? Или совсем-совсем скоро выяснится, что можно? Нам ведь чемпионат мира 2018 года принимать. Надо к тому моменту предстать во всей красе. Со стареющим Месси в составе "Зенита" и Руни в футболке нижегородской "Волги". А вопросы, начинающиеся на "почему", пускай завистливо задают иностранные корреспонденты.