Валерий Петраков возглавил команду «Томь» в апреле, когда она переживала кризис и теряла очки почти в каждом туре. Тренера в Томске ждали, поскольку отлично знали: он успешно работал здесь в 2001-2003 и 2006-2008 годах. И возвращение удалось: наставник решил задачу, в непростых стыковых матчах «Томь» одолела «Кубань» и вышла в Премьер-лигу. Начало сезона тоже достойное: гостевая ничья с «Локомотивом», домашняя победа над «Уфой». Накануне матча с чемпионом страны, ЦСКА, самое время обсудить с главным тренером новичков, узнать, как ему удается настраивать команду на победы и как Валерий Петраков освоился в Сибири.
***
— Валерий Юрьевич, вы не работали в Томске восемь лет. Следили эти годы за жизнью «Томи»?
— Конечно, более того, одно время в Томске играл мой сын Юра. Потом, когда я тренировал в Брянске, и та команда обанкротилась, предложил «Томи» пригласить оттуда хороших игроков. Мы постоянно общались с Игорем Владимировичем Кудряшовым, спортивным директором томского клуба, они искали, кто сможет усилить команду. Тогда из Брянска в «Томь» ушли и Валера Сорокин, и Саша Димидко. Так что связь с Томском была не только дружеская, но и по спортивным моментам.
— Когда у команды начинались проблемы, неудачные матчи, то болельщики сразу вспоминали вас, шли разговоры: «Надо вернуть Петракова!». А на самом деле какие-то переговоры велись и до весны 2016 года, или в апреле все неожиданно случилось?
— Всегда, когда команда начинает выступать плохо, буксует, руководство и те люди, кто отвечает за ее результат, ищут какие-то варианты. Нужна «страховка», это везде так. Я помню, когда «Томь» неудачно выступала под руководством Анатолия Давыдова, у меня было много звонков и от болельщиков, и от руководителей клуба, по этическим моментам не буду называть их фамилии. Спрашивали: «Есть у тебя возможность, желание возглавить команду?» Я ответил: да, есть. Мне объяснили: «Только тут такая ситуация, надо немного подождать, мы еще ему даем шанс, еще тур…». Так месяц ему и давали шансы, я спокойно к этому относился. Потом вдруг звонки из Томска прекратились, а главным тренером поставили Василия Баскакова.
На следующий год началось примерно то же самое… Последний раз вице-губернатор Чингис Маметович Акатаев мне звонил, узнавал, не против ли я вернуться. Я говорю: «Мне как позвонят из Томска, так сразу начинается чехарда, и все заканчивается ничем. Вы лучше не звоните с предварительными вопросами, а сначала сами четко определитесь! Вы знаете, если я в чем-то не занят, то всегда вернусь в «Томь», вопросов нет». Он ответил: «Сейчас момент созрел…». И момент все же зрел долго.
— Весною вы чуть было не возглавили другой клуб?
— Я работал в «Торпедо», но у меня было конкретное предложение от «Мордовии». Я уже встретился с руководством, мы повели в Москве переговоры, обсудили некоторые моменты. И буквально на следующий день — звонок от губернатора Сергея Анатольевича Жвачкина, президента ФК «Томь»: «Решай вопрос с «Торпедо»!». Из клуба меня не хотел отпускать президент клуба Александр Тукманов. Он немного страховался, поскольку торпедовские болельщики очень хорошо ко мне относятся. Мог быть скандал, надо было по-доброму решить вопрос. Сначала не удалось договориться: Тукманов ответил: «Даже не думай! Я не смогу это объяснить людям!». Но потом вмешался Сергей Анатольевич, они поговорили, расставил все точки над и, и меня отпустили. Так я оказался в Томске в третий раз.
— Какие у вас ощущения от Томска сегодня? Есть точка зрения, что город разочаровался в футболе. Меньше зрителей на трибунах — это естественное следствие того, что мы провели несколько лет в ФНЛ?
— Не бывает одной причины, почему болельщики перестают ходить на стадион. Здесь скрывать нечего. В Томске футбол — спорт номер один, здесь других видов просто нет. Люди живут футболом. Я посмотрел недавно, как абонементы покупают, какая очередь была. Вероятно, несколько пропал интерес к футболу, когда команда вылетела. Можно ведь по-разному вылететь — одно дело, потерпеть поражение в бойцовских поединках, другое — без амбиций сложить оружие.
То, что команда провела два сезона в ФНЛ, — это томскому болельщику было неинтересно, мы все это давно уже проходили. В 2008 году мы в Премьер-лиге занимали восьмое место, выходили в полуфинал Кубка страны. Естественно, после таких результатов люди считают, что мы должны не бороться в низах, а давать бой любой команде, выступать достойно. И правильно сказал Сергей Анатольевич, когда представлял меня команде: у нас не было никогда в Томске проходных матчей, мы могли выиграть или сыграть вничью с «Зенитом», ЦСКА…
Бойцовские качества, самоотдача сумасшедшая — наша команда всегда этим славилась. По технике было сложно конкурировать с игроками, которые стоят больше всей «Томи» в четыре раза, мы брали за счет характера. И люди шли на футбол, как когда-то в Риме ходили на бои гладиаторов. Публике нужно хлеба и зрелищ! В Томске болельщики приходят на стадион получить удовольствие, выплеснуть эмоции. Все много работают, непросто живут, поэтому футбол для них как отдушина. Когда команда выигрывает, они получают за два часа максимум эмоций, у них на следующий день и дома, и на работе все хорошо. Людям нужны победы, и я всегда стремлюсь донести до игроков, что просто так «отбывать номер» на поле никому не позволено.
— Как вы обустроились в Томске, где живете?
— Квартиры я никогда не снимаю, где бы ни работал. Я не люблю убираться и готовить! Живу на базе «Томи» в Калтае. Дел много, и здесь очень удобно, все рядом. Просматриваешь записи матчей, видео игроков, которых возможно пригласить в команду. Так намного спокойнее, легче, чем если ты приезжаешь домой, сидишь в пустой квартире и то же самое делаешь абсолютно один.
— В городе вы совсем не появляетесь?
— Почему, мы можем пойти, посидеть где-то, поужинать после матча, хотя редко такое бывает, я в город мало езжу.
— Но друзья в Томске у вас есть? Где вы с ними обычно встречаетесь?
— Да, друзей много, они все связаны с футболом. С ними ходим в ресторан «Вечный зов». Еще в те времена, когда я впервые приехал в Томск, появилась такая традиция. Тогда Володя Бурковский сам занимался своим рестораном, теперь он переехал, «Вечным зовом» управляет его жена Люда.
— У вас нервная работа. Что вы делаете, чтобы отвлечься, расслабиться?
— В Томске предпочитаю бывать за городом. Мы собираемся хорошей компанией — недавно с Русланом Юрьевичем Киселевым, генеральным директором клуба, были в гостях у спортивного директора. У него дача хорошая, баня там отличная и главное — вид просто сумасшедший, на Обь! Я когда к нему приезжаю, каждый раз подолгу любуюсь. На природе хорошо. Хочешь — с удочкой посидишь в тишине. То уху приготовим, то шашлык пожарим… Это самый лучший отдых! После победы над «Уфой» мы до вечера там проводили время. Не считаю, что идти в ресторан, — это отдых. Не люблю показухи. Тут, когда я только вернулся, сходили с друзьями в одно заведение, так болельщики сразу на меня налетели. Сидят, смотрят, как я отдыхаю. То коньяк передадут, то шампанское… Неудобно становится. Нет, на природе спокойнее!
— Семья философски отнеслась к тому, что вы опять отправились в Сибирь?
— У меня вся жизнь такая. Когда играл — переезды, переезды... Когда стал тренером — еще хуже, еще больше переезжать. Все привыкли давно.
— Жена осталась в Москве?
— Иногда приезжает в гости, но сейчас уже редко, у нас внуки пошли. У дочери двое детей. Лерочке два с половиной года, Егорке полгода. Маленькие, но на стадион Лера уже приходила, недавно на матч с «Локомотивом», а весною — когда со «Спартаком-2» играли. Лера за дедушку болеет!
— А супруга насколько у вас интересуется футболом?
— Вообще не интересуется, не понимает этот вид спорта. Ее привлекает хозяйство, дом, быт, она много дочери помогает. Наша дочь Катя дизайнером квартир и домов работает. Это значит, как утром уедет по делам, так допоздна занята… Кстати, Катя с многими футболистами сотрудничала. Шишкин, Тарасов, Глушаков, Щенников — оформляла им квартиры. Многие ребята к ней обращаются.
— Родные даже не спрашивают вас, как «Томь» сыграла?
— Домой звоню, сообщаю новости, это понятно. Но главный болельщик в семье сейчас — муж Кати. Он следит за матчами и всем объясняет, когда, где, с кем играют. Дома от него всю информацию получают.
— Ваш сын Юра футболист, одно время выступал за нашу команду. А сейчас он у небезызвестного в Томске Сергея Передни?
— Да, Юра в «Луче».
— У него была серьезная травма, пока он играл в «Томи»…
— Он из-за нее два года пропустил. Может, дело и в моей невнимательность, нелепо все сложилось. Ему требовалась сложная операция, сделали ее в Германии, в Мюнхене, у непонятно какого хирурга… Это раньше там всегда врачи работали качественно, теперь надо знать, к кому именно ехать, у них операции на поток поставлены. Слишком много пациентов, это сказывается на результате. Юре операцию сделали неудачно, потом переделывали, а это всегда труднее. Переделывали уже у хорошего врача, в Риме, в клинике, где «Локомотив» лечится. Там другая технология, и реабилитация на голову выше. А в Мюнхене прооперировали и «выбросили» на улицу на костылях… Жалко, что в таком возрасте Юра потерял два года. Но сейчас он играет, его ничего не беспокоит, думаю, должен выйти на хороший уровень.
— Насколько вы довольны тем, как прошла подготовка к сезону?
— Признаюсь, у нас сборы не получились. Сборы ради сборов… Тренируешь одних, играют другие… Очень тяжело было с игроками. Хотя закончился сезон, буквально на следующий день после выхода в Премьер-лигу мы с Игорем Владимировичем начали поиск новичков. И весь отпуск им занимались, я иногда до двух ночи видео смотрел. В итоге из серьезных приобретений — удалось позвать Бикфалви, Пульича. Дроппа только в Молдавии появился.
Потом начались проблемы с заявками, с визами. Это неправильно. ФНЛ не Премьер-лига, здесь ошибок не прощают. Ненормальная ситуация, когда игроки у нас прилетают в Краснодар перед самой игрой, выходят на поле, не тренировавшись с нами ни дня. Так было с Бикфалви. Проблем у нас предостаточно, но надо с чего-то начинать. Конечно, хорошо бы купить игрока за один-два миллиона или за 500 тысяч долларов. Но мы такими ресурсами не обладаем, стараемся искать свободных агентов. Мы только зарплату могли предоставить, за трансферы ничего не платили. Это тяжело…
— Уже сыграно три матча, мы посмотрели на большинство новичков. Кем из них вы довольны, кто лучше адаптировался, а от кого нужно ждать большего?
— Однозначно, Эрик Бикфалви может играть лучше — агрессивнее, интереснее. Надо немного подождать, чтобы он набрал оптимальные кондиции. На большее способен Анте Пулич. Когда решится вопрос с заявками, и на поле смогут выходить Кирилл Ковальчук и Лукаш Дроппа, то мы будем использовать на своей позиции Максима Тишкина. Он не опорник, вынужденно играет на его месте.
Жду прибавления в игре от вице-капитана Максима Бордачева (который в «Томи» не новичок), от капитана Кирилла Комбарова, но он сейчас травмирован. У ребят есть потенциал, они смогут его показать. Антон Коченков хороший, качественный вратарь. Но в Краснодаре немного повалился, считаю, второй и третий пропущенные там мячи на его совести. Все бывает в жизни. Радует пока Сергей Самодин, он прибавляет с каждой игрой. При этом у нас пока нехватка нападающих, нам непременно нужен еще один форвард, а также хороший защитник. С двумя защитниками весь сезон не проедешь. Сейчас над этими кадровыми вопросами работаем.
— Насчет нападающих: возможно ли возвращение в Томск Павла Погребняка?
— Шансы есть, все зависит от него и от «Динамо», которому игрок принадлежит. Мы перед матчем с «Локомотивом» с Пашей долго разговаривали, он склонялся к переходу в «Томь». Но мы не сможем платить ему зарплату в полной мере. Если «Динамо» согласится пойти на наши условия, тоже нести ответственность по деньгам, то да, все будет возможно. Опять же, нужно еще согласие Павла. Есть проблема — у него семья, трое детей, они учатся, их не с кем оставить в Москве. Маша, жена игрока, тоже занята, у нее своя работа, связанная с модой. Мы уже готовы на такой шаг, чтобы Паша приехал к нам на осень, хотя бы этот промежуток поиграл. Даже на такое согласны. Думаю, скоро появится ясность, переходит ли к нам Павел, на днях должен быть окончательный ответ.
— Павел играл в Томске в 2006 году, именно вы его открыли российскому футболу, из «Томи» он попал в сборную. Но прошло десять лет. Вы уверены, что Погребняк сможет показывать ту игру, которую от него ждут?
— Я его не хочу так использовать, как в «Динамо». Он не организатор, не должен отходить назад, получать мяч… Ему надо обеспечить игру в штрафной площадке, это основной момент. Правильное использование игрока — один из главных факторов успеха. На острие атаки он и у нас, и в «Зените» играл, и в сборной, и в Германии, и в Англии... А тут пришел в «Динамо» и стал играть на другой позиции. Это неправильно, надо опираться на сильные качества, а не на слабые. У нас бы он играл впереди на лихом коне!
— У болельщиков есть миф, что вы — суровый тренер, у вас не забалуешь. Правда ли это? И за счет чего вам удается настраивать команду на матчи?
— Я прямой человек. Люди приходят в команду, я сразу объясняю им одну вещь: для меня все 20 человек одинаковы. Никогда не буду льстить человеку: если он сыграл хорошо — похвалю, если плохо — то сообщу об этом в глаза, укажу на его ошибки. Согласен он со мною или нет, у нас есть теоретическое занятия, там мы должны разобрать его игру, обсудить ее, чтобы всем стало понятно, чего не так. Есть другие тренеры. Они считают, игроков основного состава они должны жалеть, их ошибки не замечать, к ним относиться хорошо… Это неправильно, в коллективе все должно быть одинаково.
Какой я тренер, лучше спросить у игроков. Наверное, я чрезмерно эмоционален. Требую, начиная с первых тренировок, однозначного выполнения программы. У меня проходных занятий не бывает. Если я прошу делать упражнения в полную силу, то все должны выкладываться. Когда кто-то не понимает, могу и прикрикнуть. А в жизни я часто шучу. С ребятами общаюсь, после выхода в Премьер-лигу они меня пригласили в какой-то ресторан, мы посидели с ними, выпили шампанского за победу. Я сам как игрок проходил этот путь, знаю, как им трудно. Есть возможность — всегда их отпущу домой. Но когда нельзя, очень мало времени до следующей игры, они должны понимать, им надо готовиться к матчу, все мысли должны быть только об игре.
— С нефутбольными вопросами ребята к вам прийти могут?
— Всегда, в любой момент. У меня в номере на базе дверь открыта, я здесь 24 часа в сутки. По футбольным, бытовым, житейским вопросам всегда могут зайти, сказать, что хотят, я их выслушаю, постараюсь решить вопросы, если это в моих силах.
— 27 августа «Томь» дома сыграет с ЦСКА. Как готовитесь к игре, на такого соперника даже настраивать команду не надо?
— Скорее всего — ЦСКА, «Спартак», «Зенит» — там настрой есть всегда, надо еще внимательно и правильно играть. Чтобы ребята выполняли задачи. Игровая дисциплина очень важна с такими командами. У каждого соперника есть свои плюсы и минусы, на которые надо обратить внимание. Для этого нам и нужны теоретические занятия, где мы обо всем рассказываем. И ЦСКА люди обыгрывают! Они сейчас тяжело играют, из трех матчей два выиграли на 90-х минутах. Другие же команды справляются с ними, значит, и мы можем. Сыграть организованно, с хорошей дисциплиной, и искать свой шанс. Конечно, нельзя с командами, где почти весь состав — игроки сборных, бежать вперед на лихом коне, и чтобы сквозило сзади. Надо правильно построить игру. Это в наших силах, это нужно делать.