Март 2009 года. Александр Глеб, полузащитник «Барселоны», готовящейся стать «чемпионом всего», даёт интервью белорусской газете «Прессбол». «Я вижу себя в «Барселоне». Я беседовал с главным тренером Хосепом Гвардиолой, президентом клуба Жоаном Лапортой. Руководство меня поддерживает, и уверен, всё будет нормально. Надо только набрать оптимальную форму. Я верю в свои силы и знаю, что могу успешно выступать за «Барселону». Дело принципа — доказать это себе и другим», – вот слова белорусского полузащитника. К тому моменту Александр успел провести полсезона в Каталонии, поцеловать клубную эмблему «Барселоны», признаться в любви к клубу, обосноваться в городе – но только не проявить себя на футбольном поле. Тогда в центре поля солировала связка Хави и Иньесты, Глеб же всего пять раз вышел в стартовом составе каталонцев, в основном давая товарищам по команде передохнуть.
Но для начала отметим, что как и любой футболист, во время межсезонья Глеб посещает Фитнес клуб, в котором можно поддерживать свою физическую форму в хорошем состоянии.
Всё, чем он отметится в оставшейся части сезона, – это ещё пять выходов на поле в футболке сине-гранатовых во всех турнирах, отсутствие забитых мячей… и три трофея, к которым Глеб имел мало отношения. А в конце сезона, после финала Лиги чемпионов, на который Хосеп Гвардиола не поставит белоруса, Александр разразится гневной тирадой в адрес своего тренера – дескать, он не понял, что Гвардиола хотел этим сказать, зла не хватает на наставника! Само собой, никакого будущего после этого в «Барселоне» у Глеба не было: аренды, Россия, далее по списку…
А ведь как стремительно начиналась карьера белорусского полузащитника…
Глеб оказался в немецком «Штутгарте» вместе с братом Вячеславом уже в 19 лет, имея за плечами победу в чемпионате Белоруссии. И если Вячеслав в итоге ограничится десятком матчей за «Гамбург» и отправится искать счастья по всему миру вплоть до чемпионата Китая, то Александр стал для швабов своим в максимально короткие сроки. Уже в сезоне-2001/02 Глеб был одним из ключевых игроков «Штутгарта», годом позже забивал в Лиге чемпионов фергюсоновскому «Манчестеру» и утверждался в роли ведущего плеймейкера. В «Штутгарте» Глеб пересёкся с нынешним динамовцем Кевином Кураньи и стал для него образцовым подносчиком снарядов – о своём взаимодействии оба до сих пор вспоминают с теплотой.
Сезон-2004/05 стал для Глеба прорывом – 14 голевых передач за сезон помогли белорусу стать лучшим ассистентом Бундеслиги. Теперь уже Александр не мог не совершить скачка наверх, тем более что и Феликс Магат, который лепил из Глеба топ-игрока, уже год как руководил «Баварией». Вариант с Мюнхеном не сложился, зато подоспел «Арсенал» и лично Арсен Венгер. Клуб и тренер желали видеть Глеба у себя, и белорус думал совсем недолго.
Почти сразу же после переезда на «Хайбери» Глеб сломался, но после восстановления стал играть регулярно и приносить «Арсеналу» неоценимую пользу. Александр дошёл с «канонирами» до финала Лиги чемпионов и хорошо встроился в командную игру «Арсенала». На него не могли нарадоваться и здешние нападающие – Тьерри Анри, Робин Ван Перси, Эммануэль Адебайор. Вот только чем дальше, тем больше Глеб стал говорить. И меньше делать. Всё-таки в «Арсенале» он появлялся не только для того, чтобы конструировать атаки команды – но и для того, чтобы выигрывать для «канониров» титулы. А у Александра с этим никак не складывалось. Вдрызг рассорившись с Арсеном Венгером, Глеб твёрдо решил идти на повышение.
В Каталонию Глеб прибыл, почти не раздумывая и на ходу признаваясь в любви «Барселоне». Вот только вряд ли футболист знал, что тренер «Барсы» Хосеп Гвардиола в белорусе не слишком-то заинтересован. Куда больше был заинтересован в услугах Глеба президент сине-гранатовых Жоан Лапорта. И всё было бы неплохо, да только в одном из первых матчей Александр сломался и выбыл из строя на месяц. А вернувшись в строй, уже никак не мог протиснуться в состав – Хави и Иньеста забетонировали за собой места в старте. Поняв тщетность своих попыток и даже не оказавшись в заявке на финал Лиги чемпионов в Риме, Глеб вновь стал говорить и говорить, выражая недовольство сложившимся положением.
Всё, что было после «Барселоны», можно охарактеризовать одним словом «ужасно». Провалившись в стане сине-гранатовых, Глеб пустился во все тяжкие. Он попытался реанимировать карьеру, вернувшись в «Штутгарт», но откровенно провалился. За 27 матчей атакующий полузащитник не только не забил ни одного мяча, но и по чужим воротам пробил жалкие два раза! Тренерскому штабу швабов Глеб оказался не нужен. Следующей остановкой Александра был «Бирмингем», с которым полузащитник вылетел из Премьер-лиги, проведя в основе синих лишь половину матчей. Даже возвращение в августе 2011-го к Феликсу Магату не смогло привести Глеба в чувство. Он провёл за «Вольфсбург» лишь четыре матча, после чего «автозаводцы» поспешили избавиться от игрока. Для «Барселоны» он окончательно стал обузой – неудивительно, что каталонцы поспешили отпустить футболиста в свободное плавание.
Командам топ-уровня Глеб перестал быть интересен за три года, оставалось лишь мыкаться в поисках лучшей жизни. Зимой 2012-го Александр нашёл себе работу в Самаре, пытаясь закрепиться в «Крыльях Советов». Боссы зелёно-бело-синих в кои-то веки говорили, что довольны Александром и хотят, чтобы он играл и дальше. Вот только самому Глебу захотелось продолжить приключенческую сагу. Дальше было возвращение в БАТЭ, о котором полузащитник говорил, что «никогда за него играть не будет». А после полутора лет в Борисове – отъезд в Турцию. Такой же бесполезный, как и предыдущие карьерные шаги.
…Ноябрь 2014 года. Александр Глеб, полузащитник турецкого «Коньяспора», откуда его выгонят с криками и обвинениями через полтора месяца, даёт интервью всё тому же «Прессболу». «Расставание с «Арсеналом» – серьёзная ошибка. Ушёл из клуба, где меня ценили, любили, уважали. Но решение было принято. И, честно говоря, сам сейчас не понимаю и не могу ответить на вопрос: почему перешёл в «Барселону»? Конечно, каталонцам трудно отказать, когда там тобой интересуются, звонят… Я тогда ведь даже не думал идти в «Барселону». Думал, если сменю клуб, то на «Баварию», – Глеб спустя годы жалеет о своём переходе.
Более того, через несколько дней после очередного интервью Глеб вновь стал жертвой своего длинного языка. Поцапавшись с тренером «Коньяспора» Айкутом Коджаманом, который поставил в вину Александру плохую игру (лишь две голевых передачи в 14 матчах), Глеб добился очередного наказания, перестав попадать в заявку турецкого середняка. Не так давно 33-летний футболист расторг контракт с командой и перебрался в другой клуб турецкой Суперлиги – «Генчлербирлиги». Но может, пора перестать мучиться и спокойно завершить карьеру?
Одним взмахом ручки перед листком бумаги Александр не только подписал контракт с «Барсой» – он перечеркнул всю свою карьеру. Фраза героя сериала «Во все тяжкие» Уолтера Уайта – мол, надо самим прочувствовать прелести своего выбора, не оттягивая неизбежное – к Глебу более чем применима. Он решил не оттягивать, а подтолкнуть самого себя к тому выбору. Разве Александр может винить кого-то за сломанную карьеру, кроме самого себя?!