В «Атлетике» дебютировал Иньяки Уильямс — темнокожий игрок с ганскими корнями. Повод ли это думать о потере традиций в испанском футболе?
Глобализация — явление всемирное, охватывающее весь мир, со своими плюсами и минусами (и чего именно больше, можно спорить бесконечно долго). Всё меняется, стираются границы наций, культур. Начинает это явление перекладываться и на футбол. Даже твердыни, которые казались незыблемыми, разрушаются из-за стирания всевозможных рамок. Главная твердыня современного европейского футбола — «Атлетик» из Бильбао — чувствует это на себе.
Не секрет, что в Басконии очень щепетильно относятся к комплектованию команды. Абы кого в «Атлетик» не приглашают — игрок, носящий красно-белую футболку, обязательно должен иметь баскские корни. Желательно при этом он должен и вырасти в стоящего игрока в кантере «Атлетика». В академию в Бильбао стараются свозить с близлежащих краёв всех талантливых молодых ребят и превращать их в звёзд — от этого страдают и «Осасуна», и «Реал Сосьедад», у которых из-под носа выманивают самую яркую молодёжь. Зато сами ребята, переезжающие в Бильбао, знают, что при должном отношении к делу из них вырастят настоящих футбольных воинов. Без кантеры «Атлетик» давно бы умер или отказался от своей концепции (что для болельщиков «рохибланкос» одно и то же), вот и приходится вкладывать в юношеских тренеров, а им — заставлять игроков пахать до седьмого пота.
Вот только постепенно в академии «Атлетика» стали появляться люди, имеющие к Бискайе очень опосредованное отношение. Один из таких постепенно подводился-подводился к основному составу басков, а в минувшую субботу провёл первый матч в составе «львов из Эускади». Придраться вроде не к чему — интересный молодой нападающий с перспективой заиграть на высоком уровне, блиставший во второй команде «Атлетика». Вот только имя у него отнюдь не баскское. И — не подозревайте никакого расизма — цвет кожи тоже не выдаёт в этом игроке человека из местных краёв.
20-летний Иньяки Уильямс родился в Бильбао, а своё детство проводил в Памплоне, где некоторое время жила его семья. Родители Уильямса родом из Ганы, а столь неафриканское имя выбрали, потому что хотели, чтобы их сын был чем-то связан с местом рождения. Отец Иньяки работает в Лондоне, мать и поныне следит за ним из провинции Наварра, откуда в «Атлетик» его увезли в 14-летнем возрасте. В «Осасуне» такому переходу футболиста ничуть не удивились. К середине прошлого сезона Уильямс уже пробился во вторую команду «Атлетика», выступающую в третьей лиге — и забил за неё 19 мячей в 28 матчах. С основой ганский баск работал уже в марте этого года, но играть в основе ему пока не давали.
Но в предыдущую субботу Иньяки Уильямс узнал, что ему предстоит сыграть первый матч в карьере на полноценном профессиональном уровне. Перед матчем с «Кордовой» «Атлетик» лишился своего ударного нападающего, Арица Адуриса, и главный тренер «львов» Эрнесто Вальверде решил доверить место в стартовом составе необстрелянному юнцу. «Я счастлив, что осуществил мечту, но одновременно расстроен поражением, — рассказывал после матча Уильямс. — Вальверде сказал мне в отеле, что буду играть с первых минут. Это был сюрприз, но я не нервничал. Я собираюсь работать над тем, чтобы меня снова вызвали в первую команду. Ребята поддерживали меня перед матчем. Гурпеги сказал, чтобы я спокойно вышел на поле и играл». Уильямс отыграл целиком первый тайм, много боролся, но подвигами у чужих ворот не смог отметиться, даже по воротам не пробил ни разу.
Как бы то ни было, в Бильбао уверены, что из Уильямса вырастет большой талант, но его появление на поле в футболке «Атлетика» создало опасный претендент. Иньяки стал первым темнокожим игроком в клубной истории — до этого публика на «Сан Мамесе» могла наблюдать лишь мулата с ангольскими корнями Жонаса Рамальо, который сейчас находится в аренде в «Жироне». Нет проблем, Уильямс воспитывался в школе «Атлетика», значит, он имеет право называться жителем Бильбао. Но откуда у него взялась баскская кровь? Её же не вливают в роддоме, где рождается человек. Недалеко, наверное, и времена, когда от этой традиции, имеющей националистический подтекст и берущей корни более чем 100 лет назад, руководство «Атлетика» откажется.
А что страшного? Первые лица «Барселоны» в своё время тоже говорили, что на клубных футболках никогда не будет коммерческой рекламы, называли это традицией сине-гранатовых. И что на выходе? Сейчас футболисты «Барсы» без всяких угрызений совести рекламируют Катар на своих игровых майках. Никто не заречётся, что с традицией «Атлетика» не случится то же самое. Во всяком случае, уже сейчас в Бильбао желают пересмотреть негласные правила появления в команде футболистов и хотят сделать поблажки для детей из-за рубежа, которые проводят в структуре «Атлетика» больше пяти лет.
Тенденции футбола в Испании вообще всё больше перестают быть незыблемыми. Никого уже не удивляет, что место в центре обороны «Атлетика» занимает второй в клубной истории французский баск — Эмерик Лапорт. Не вызывает потерю рассудка десант легионеров во второй команде «Барселоны» — у каталонцев спокойно себе играют четыре камерунца, сенегалец, македонец, хорват и даже адыг из России Амир Натхо.
Но это, к сожалению, неотъемлемая часть современной жизни. Если хочешь двигаться вперёд, порой стоит делать то, что тебе не нравится — вставать в шесть утра, делать зарядку, питаться как следует, если мы говорим о человеке. Вот и «Атлетику», весьма возможно, придётся в ближайшем будущем отказаться от своей идеалистической картины с 11 басками в стартовом составе.
Болельщики в Бильбао готовы простить клубу вылет, но не намерены прощать появление в составе «чужого» игрока. Однако «Атлетик», взявшийся за ежегодное решение серьёзных задач, вполне может пойти и по непопулярному пути. И если не сейчас, то рано или поздно в Бискайе к этому придут.
Нравится это нам или нет, но в нашем мире с глобализацией и гонками вооружений это — абсолютно логичный шаг.