До сих пор непонятно, зачем Фабио Капелло встречался с нашим тренерским бомондом. Лучше бы этой встречи вообще не было. Ибо с ней рухнула последняя надежда на то, что наш Дон еще на что-то способен. Итальянский гуру, за целый месяц не сумевший придумать внятного оправдания фиаско на чемпионате мира, а просто-напросто взваливший всю вину на игроков, теперь будет думать за весь наш сборный футбол.
Само решение не вписывается в каноны мироустройства: не справился со своей работой – вот тебе, дорогой, повышение с расширенными полномочиями. Отрабатывай свой контракт на полную катушку, раз уж тебя нельзя уволить. Результаты работы при этом никого не волнуют – важно хоть как-то сохранить лицо после огласки отступных в контракте Фабио. Теперь всегда можно сослаться на то, какой гигантский объем работы якобы проделывает итальянец. И что мы на него должны молиться, а не критиковать.
Но больше всего в этой дурнопахнущей истории с Капелло меня тревожит другое – многие, если верить глазам и ушам, убедили себя: Фабио сделал все, что мог, но с этими «кривоногими бездарями» добиться большего было просто невозможно. При этом на вопрос – раз невозможно, зачем тогда нанимать столь дорогостоящего специалиста – ответ никогда не будет получен. Имидж, говорите? Это вы про два проваленных чемпионата мира (с учетом Англии)? Ну, давайте поговорим об этом.
Я не знаю, о чем наши тренеры спрашивали Капелло. Учитывая то, что Фабио не расположен к открытому, искреннему диалогу о футболе, разговор об отпуске, тачках и телках получился бы куда более продуктивным. Итальянец не считает себя виновным в российских неудачах. Наоборот – он считает, что все сделал правильно. Это вызывает не просто сомнение – возмущение. Лжет наш гуру. А если он искренен, то это еще хуже – значит, совсем утратил аналитическое мышление и способность к выводам.
Капелло можно было бы спросить, например, о том, почему почти за месяц подготовки в совершенно секретных условиях он так и не нашел замену Широкову. То есть перестроить игру без лидера не сумел. Это является показателем тренерского мастерства? Безусловно. И так можно пройтись по многим персоналиям. А от персоналий – к общему: тактике, психологии, выбору состава, заменам. Проще сказать, к чему не может быть претензий. К «физике» – единственному компоненту, за который не было стыдно.
А главный вопрос я бы сформулировал так: как можно строить атакующую игру через фланги, не имея в составе высокорослого форварда. На групповом турнире наша команда подала 74 кросса. Больше только Франция – 80. И это не демагогия, а реальные факты. Строить атакующую игру через верховые передачи и при этом не взять на турнир рослого нападающего – это как кофе без кофеина. Старый магнитофон никогда не прочтет DVD-диск, никакой молоток не поможет.
Вот почему Капелло так решительно избегает российскую прессу – боится неудобных вопросов. Боится, что привычных расплывчатых формулировок (ну, вы знаете: «усиленно работали», «большой потенциал», «на небе много звезд») будет недостаточно и придется копнуть глубже. А так и до правды случайно можно докопаться. Капелло боится разоблачения.
А может, он действительно уверовал в свою исключительность и правоту, что свойственно многим диктаторам.
Одно понятно: до 2018 года Капелло не продержится, не переживайте. Когда миф о великом итальянце рассеется окончательно и прозреют даже крупные чиновники, Фабио или сам убежит, или его попросят уйти. И тогда деньги на неустойку сразу найдутся.