Идея собрать лучшие клубы мира в одном турнире по образцу и подобию ЧМ для сборных стара как мир. И реализовывалась она по-разному. Мы вспоминаем о событиях почти четырнадцатилетней давности в Бразилии, надолго осевших в памяти, и пытается на их примере найти идеальную формулу.
Не секрет, что всё кажется несовершенным, когда делается впервые. Вот и ФИФА при организации первого чемпионата мира среди клубных команд набивала шишки, что называется, с нуля. С отбором восьми участников вроде бы определились сразу: шесть сильнейших команд от каждого из континентов, действующий обладатель Межконтинентального кубка и представитель принимающей стороны. На бумаге всё казалось идеальным, но вопросы появились, как только бразильцы на правах хозяев турнира начали принимать решения в духе "по щучьему веленью". Чемпион страны 1999 года ещё был неизвестен, и в финальный турнир был допущен "Коринтианс", который был лучше всех в 1998-м. К счастью организаторов, "Тимао" выиграли второй кряду Бразилейрао и лишили поводов придраться к собственному присутствию в финальной восьмёрке.
Зато вполне логично оспаривалась кандидатура "Васку". "Адмиралы", конечно, были сильнейшими в Южной Америке, но только по состоянию на 1998 год, а последний розыгрыш Копа Либертадорес стал триумфальным для "Палмейраса". Сейчас, после стольких лет, можно похвалить КОНМЕБОЛ за дальновидность, несмотря на нарушение спортивного принципа. Почему? Да потому, что изначально матчи клубного ЧМ должны были проходить на легендарной "Маракане" в Рио и на домашней арене "Сан-Паулу", стадионе "Морумби". Если бы организаторы допустили на законных основаниях "Вердао", то не вышло бы никакого паритета, равно как и средней посещаемости в тридцать шесть тысяч человек. В самом деле, какой нормальный кариока (прозвище жителей штата Рио) пойдёт смотреть и уж тем более поддерживать не особо любимых паулистас? Футбол стремительно превращался в бизнес и продолжает это делать поныне, но та несправедливость с коммерческой точки зрения была чертовски оправданной.
Европейские зрители намеревались следить, прежде всего, за МЮ и "Реалом", но именно посреди сезона 99/00 оба гранда выглядели слишком неубедительно. У манкунианцев появился неожиданный конкурент в борьбе за чемпионство в лице "Лидса" – банда Дэвида О'Лири осенью смотрелась явно поинтереснее "Дьяволов". Да и в еврокубках дела шли непросто. Из группы ЛЧ с "Марселем", "Штурмом" и "Кроацией" не выйти было невозможно, но команда сэра Алекса чуть не проиграла французам дома, вчистую уступила на "Велодроме" и выдала два удивительно нервных поединка с хорватами. А на старте второго этапа "Фиорентина" Габриэля Батистуты больно щёлкнула по носу действующего обладателя трофея, чётко дав понять: король если и не голый, то уж точно расхаживает по своим пока ещё владениям в лохмотьях. Мадридцы даже от такой участи не отказались бы, ибо на момент отъезда в Бразилию шли в Примере одиннадцатыми, а разъярённые болельщики после домашних 1:5 от "Сарагосы" забросали командный автобус камнями. Первый раунд Лиги Чемпионов "Бланкос" прошли с показателями, идентичными манкунианским (+4=1-1) и местами даже выглядели чуток убедительнее, но кризис подобен шилу в мешке – его никогда не утаишь даже при всём желании.
Выступили представители Старого Света в итоге ни шатко, ни валко. МЮ сразу же стало как-то не по себе: ведомая неведомыми тогда ещё за пределами Америки Агустином Дельгадо и Алексом Агинагой "Некакса" гоняла англичан как хотела, и лишь спасительный гол Дуайта Йорка за две минуты до финального свистка позволил отстоять ничью. Затем была звонкая пощёчина от "Васку да Гама", точнее, от турбодуэта Ромарио – Эдмундо (тут, конечно, стоит сделать отступление и напомнить, что дуэт вообще-то был трио, и участника ЧМ-94 Виолу забыли как-то незаслуженно; он и сейчас ведь продолжает играть, в сорок три года!), и победа над полуаматорским по своему уровню и сущности "Саут Мельбурном", добытая благодаря дублю Квентина Форчуна, не имела никакой ценности. Зато теперь все вспоминали, как с подачи президента клуба Мартина Эдвардса "Дьяволы" отказались от участия в Кубке Англии и вдрызг разругались с ФА – стоило ли городить огород ради непонятно чего?
"Реалу" на фоне детища Фергюсона, которое грядущей весной будет красиво бито в четвертьфинале ЛЧ в очной встрече, на сей раз было чем похвастаться. При определённом стечении обстоятельств Висенте дель Боске мог завоевать свой первый трофей в качестве тренера родного клуба не в мае, а гораздо раньше, но первое место в группе "Сливочные" проиграли "Коринтиансу" по разнице мячей. Основная обойма была измученной и уставшей, посему в составе испанцев зажигал лишь голодный до футбола двадцатилетний Николя Анелька. "Кислый" дважды расписался в воротах Диды в центральном матче группового раунда, а до этого положил почин потенциальному разгрому "Аль-Насра", который разгромом так и не стал. В заключительном туре "Радже" из Касабланки нужно было набивать полную кошёлку, но Анелька вдруг умолк, и "Реал" еле-еле выиграл со счётом 3:2, чтобы затем в утешительном финале уступить по пенальти "Некаксе". Пожалуй, именно конец мифа об исключительности европейского футбола стал главным итогом "мундиалито" – оказалось, что на других берегах мяч тоже гонять умеют.
Ещё один парадокс того турнира заключается в следующем: несмотря на то, что оба "медальных" матча завершились вничью, а победитель определялся в серии пенальти, никто не жаловался на скукотищу и незрелищность. Напротив, все отмечали большой накал страстей в финале между двумя бразильскими полпредами, которым забить помешало лишь перенапряжение. Впечатлились и чины ФИФА, которые решили перенести следующий розыгрыш в Испанию и расширить число участников, но это уже совсем другая история…