Авторы книги The Numbers Game — продукт своего времени. Мы живем в информационную эру, в которой все медицинские истории одного города умещаются на одной флешке, фотографии и любимые треки хранятся в облачных сервисах, реклама в браузере показывается исходя из того, что вы искали в поисковиках и какие страницы посещали. Аналитика — неотъемлемая часть бизнеса во всех индустриях, и футбол пытается справиться с оцифровкой нашей жизни, как может.
Мы можем сейчас оперировать гораздо большими массивами данных, чем Рип и Бенжамин. Для того, чтобы пролить свет на суть футбола, нам уже недостаточно просто подсчитывать действия на поле. Мы должны находить закономерности. Мы должны принять, что некоторые факты в футболе условны и применять к ним сложные статистические модели с использованием продвинутого программного обеспечения и мощных компьютеров.
Сама суть футбольной аналитики сегодня — не просто в преподнесении объективных фактов, цифрового изображения матча, условий победы и поражения. Но в поиске непреложных истин, даже если эти истины поначалу кажутся сбивающими с толку.
Возьмем для примера популярный некогда «факт», что команда наиболее уязвима сразу после того, как забила гол. На самом деле это иллюзия, которую создает наш мозг.
Наш мозг вообще — сам по себе гигантская аналитическая машина, проектирующая базы данных на жестких дисках в черепной коробке. Но у него есть свои минусы — мозг склонен переоценивать те факты, на которые мы реагировали эмоционально. События, которые на самом деле произошли легко смешиваются с теми, что могли бы произойти. Наши персональные теории и взгляды подтверждаются естественным образом — мы не видим, пока не поверим, но видим то, во что верим.
И вот тут приходят цифры.
Вспомните большинство футбольных матчей, которые вы видели. Кажется, что редко сразу же после первого гола команда забивала второй и развивала преимущество. Гораздо чаще в довольно скором времени команда пропускала.
Исследователи Питер Айтон и Анна Брэннберг из городского университета Лондона не соглашаются. Они проанализировали 127 матчей английской премьер лиги, закончившихся со счетом 1-1. Суть исследования была такова. Они делили время, оставшееся до конца матча после первого гола на 4 равные части. То есть, если первый гол был забит на 10 минуте, они делили оставшееся время матча на 4 отрезка по 20 минут. Согласно стереотипу, большинство голов должно забиваться в первый из четырех оставшихся отрезков. Но факты говорят о том, что именно в этот отрезок ответный гол является наименее вероятным!
В Англии широко распространено поверье, что угловой — это половина гола. Когда Моуринью спросили, много ли он знает стран, где болельщики радуются угловому так же, как и голу, он ответил четко: «Одну. Такое происходит только в Англии».
И действительно, английские болельщики, а вместе с ними и эксперты рассуждают следующим образом. Чем больше угловых, тем больше ударов, чем больше ударов, тем больше голов. Чтобы заработать угловой, надо бить, чем больше ударов, тем больше и угловых. Правы ли они?
И да, и нет. Действительно, существует зависимость количества угловых от количества ударов в створ, и наоборот. В подтверждение — график, составленный по итогам 10 сезонов в АПЛ.
Но суть вот в чем. Команда, которая зарабатывает больше угловых не забивает больше мячей. Никакой зависимости. Вы можете подать один угловой или семнадцать, ничего не изменится.
Неужели угловые столь неэффективны? Увы и ах — да. Мы провели анализ 1434 угловых в 134 матчах в АПЛ в сезоне 2010-2011. Хотели увидеть, что количество угловых приводит к увеличению ударов, а количество ударов приводит к увеличению голов.
Итак, разберемся. Для начала мы поняли, что угловой довольно редко приводит к удару в створ. Если быть точнее, то лишь в 20,5% случаев. Или один из пяти. Или, другими словами, в четырех случаях из пяти после углового команда даже не наносит удар по воротам.
Далее. 11% ударов в створ ворот после угловых становятся голами. Иными словами, 89% ударов в створ после углового не приводят к голам. Проще говоря, 9 из 10 ударов в створ, нанесенных после углового, бесполезны.
Итак, сведем все вычисления к более-менее понятной фразе. 2,2% угловых приводят к голам. 97,8% угловых к голам не приводят. Короче говоря, в среднем, чтобы забить, нужно подать 50 угловых (но при этом можно подать 300 угловых и не забить, а потом забить 6 подряд).
Возможно поэтому «Барселона» предпочитала разыгрывать угловые, а не подавать их. В следующий раз, когда ваша команда получит право на угловой, несколько раз подумайте — а стоит ли свистать всех наверх, или проще разыграть угловой. Цифры помогают получить ответ на этот вопрос.
(Риск пропустить в быстрой атаке выше, чем в позиционной, и выше, чем после стандарта, а вероятность проведения быстрой атаки после подачи углового выше, чем после розыгрыша и перевода углового в позиционную атаку.)