Регулярный чемпионат Евролиги ЦСКА прошел практически без помарок – его омрачило лишь одно поражение в свирепствующем Стамбуле. Это повторение лучшего достижения клуба за новейшую историю турнира.
5. 2009/10
Показатели: 8-2 в регулярном сезоне (+30), 5-1 в Топ-16 (+46)
Хотя Этторе Мессина на каком-то этапе и сам признал, что его методы уже не действуют на команду, решение клуба расстаться с итальянским маэстро стало сенсационным. Не меньшее удивление вызвало объявление о приглашении Евгения Пашутина – ученик Ивковича и Мессины должен был занять место, нагретое великими. Когда команда стартовала с удручающей победы над аутсайдером «Марусси», одержанной на последних секундах за счет броска Хряпы, и двух поражений, в том числе показательного разгрома от «Маккаби», тренер Джон оказался под необычайным прессингом, который продолжался до конца сезона. Никто не хотел принимать оправданий, никто не хотел ждать – общественное мнение вело себя по отношению к армейскому тренеру вызывающе. Такого не было никогда.
Все изменилось постепенно: решающей встречей сезона стала гостевая победа над фаворитом группы «Каха Лабораль», тогда в Витории Пашутин открыл, наверное, и для самого себя новое лицо старой команды Мессины. Ключевым игроком для него стал Саша Каун, на связке которого с Виктором Хряпой и строился каркас красно-синего монстра. Когда Пашутин перестал экспериментировать и обрел свой стиль, заключавшийся в абсолютном доверии возрастным игрокам, команда заиграла – красно-синие уступили в «регулярке» лишь раз, на этапе Топ-16 допустив осечку с «Прокомом».
Правда, критика не унималась, тогда воспринимая метод Пашутина не как индивидуальный стиль, а просто подражание Этторе Мессине. Когда придет время ветеранов, говорила молва, молодой тренер не сможет предложить чего-то своего. Никто даже не осознал, что формально это был один из лучших сезонов в новейшей истории клуба. Ему не хватало шарма и атмосферы непринужденности и веселья: было видно, что эта команда скорее работает, чем играет, но тем не менее.
4. 2002/03
Показатели: 12-2 в регулярном сезоне (+144), 5-1 в Топ-16
Знаковая победа: «Олимпиакос» (79:77)
Состав: Холден, Хацивретас, Александер, Сонгайла, Папалукас, Гэтлинг, Панов, Хряпа, Моня, Саврасенко, Евгений и Захар Пашутины, Вяльцев, Башминов, Падиус
Тренер: Душан Ивкович
Душану Ивковичу понадобилось совсем немного времени, чтобы стать едва ли не самым популярным человеком в Москве. Возрожденный брэнд ЦСКА засверкал новыми красками, УСК собирал полные трибуны, а за каждым успехом красно-синих следили с пугающим интересом – баскетбольный праздник накрыл столицу, и феноменальные успехи собранной в одночасье команды частично объяснялись и неслыханным ажиотажем.
За весь сезон армейцы уступили лишь трижды – приключились нелепое поражение от «Асвела» (99:87) и закономерная неудача в гостях у «Партизана» (93:81), а на стадии Топ-16 в гостях не получилось отыграться у «Эфеса» (71:69), за который зажигал Маркус Браун. Но это были лишь случайности, недоработки, моменты. Ивкович строил не команду, он мастерил машину, которая должна была сносить всех на своем пути.
ЦСКА сразу стал явлением, породив множество стереотипов, за которую ту команду и любили. Стена Ивковича, фантастический Дариус Сонгайла, золотая рука Никоса Хацивретаса, трусы Виктора Александера, которые почему-то оказались на Холдене, сам Александер, гроза московских скинхедов, и железный Сергей Панов, идеальный шестой игрок, появляющийся тогда, когда нужна была встряска, сверхусилие. Та команда распалась в один момент, подрубленная Фучкой и Бодирогой в полуфинале, но то роковое поражение нисколько не испортило грандиозный сезон. Пусть ушел в тень Хацивретас, Сонгайла уехал в Америку, а Александер отправился искать счастья в Испанию – они все были родными, но они были лишь частью праздника, который, как тогда казалось, не остановить.
3. 2006/07
Показатели: 13-1 (+167), в Топ-16 6-0 (+99)
Знаковая победа: «Барселона» (78:70 ОТ)
Состав: Папалукас, Смодиш, Вантерпул, Холден, Андерсен, Саврасенко, Лэнгдон, Ван Ден Шпигель, Курбанов, Пашутин, Каширов, Понкрашов, Воронцевич, Торрес
Тренер: Этторе Мессина
Действующим чемпионам было все по плечу: соперники отскакивали от набравшего ход фаворита, словно кегли под ударом летящего красно-синего шара. Где-то в начале сезона приключилось досадное поражение от «По-Ортеза», но дальнейшее происходящее лишь подчеркивало нелепость случившегося. ЦСКА Мессины не умел проигрывать, и любая слабость воспринималась как ЧП. Для той команды существовала одна цель – вернуться в финал и вновь ощутить незабываемые эмоции, и в своем движении к этой цели они были безжалостны. Собственно, сам тот сезон уже удался именно поэтому: ЦСКА был лучшим раздражителем, командой, которую мечтали обыграть все, но титул защищался в каждом отдельном матче, красиво, мощно, безукоризненно. Это уже был не праздник, не те веселье и беззаботность, что сопровождали команду Ивковича. Это было похоже на бокс – когда многолетний абсолютный чемпион вновь и вновь выходит на ринг, а зрители хотят посмотреть, как именно он победит, даже не рассматривая мероприятие в системе победа/поражение. Чемпион был слишком хорош.
У той истории был и еще один побочный сюжет – Теодорос Папалукас вырос из друга Хацивретаса, почему-то зачисленного в состав, в MVP сезона, самого зрелищного игрока Европы. Роман Скворцов повторял фразу «Тео вновь оседлал свой невидимый велосипед» по пять раз в каждом репортаже, но она ему не надоедала, становясь неотъемлемой частью звезды – хотя уж что, что, а наполненных большей фантазии образов кудесник Тео заслуживал каждым моментом своего пребывания на площадке. Его взрывающие мозг передачи, безумные проходы и полный набор искрометных трюков подчеркивали доминанту ЦСКА лучше любых разгромов, феноменальной защиты и унижения принципиальных соперников.
ЦСКА проводил тех, благодаря кому стали возможны достижения последних лет, и вернулся. Вернулся настолько громко и выразительно, что это стало едва ли не сюрпризом – контраст оказался слишком резким. Вряд ли и сами армейцы ожидали, что Евролига в этом году покорится им с такой кажущейся легкостью: ей отдавался приоритет, ради нее жертвовали матчами чемпионата России, берегли лидеров – а она взяла и ответила взаимностью. ЦСКА вернулся так, как должен был вернуться – показать, что все, что было в прошлом сезоне, это случайность, дурной сон. Вернулся так, что к концу сезона сумел воскресить давно забытую атмосферу всеобщего единения в УСК, буквально жаждущего крови «отравителей» и не дающего любимцам остановиться на обычной победе.
Впрочем, эта феерия, объединенная и основанная на поддержке трибун, было только в конце. По ходу же мы видели очень разный ЦСКА: только ищущий свое лицо, расчерчивающий зону высокими передачами Хряпы и Кириленко, кружащий голову бесконечными сербскими пик-н-роллами, взрывающийся аллей-упами Шведа на Воронцевича, восхищающий защитой и раздражающий расслабленностью и отсутствием помощи резервистов, играющий мускулами и пугающе обреченный. Смотреть на таких нестабильных меняющихся армейцев необычайно интересно, но это не то, что нужно для привлечения болельщиков, для доминирования, для создания праздника, для победы в Финале четырех. Матч с «Олимпиакосом» показал, что весь этот путь был проделан не зря – к решающим матчам сезона красно-синие подошли с пониманием своей индивидуальности.
Сезон-2004/05 должен был стать величайшим в истории ЦСКА.
Ивкович завершал свой «трехлетний проект» наверняка, не оставляя никаких шансов случайности и ее аберрациям – даже Финал четырех и тот должен был проходить в Москве. Фундамент долгожданного триумфа был заложен, осталось лишь его приближать. Красно-синие не просто рвались в московский финал, они летели туда сокрушительным ураганом, вырывая из земли «По-Ортез», нахлестывая по щекам «Пао», переворачивая «Реал» и не щадя никого. Когда им покорилось «вечное» достижение Евролиги – регулярный чемпионат престижного турнира был пройден ими без единого поражения – это было само самой разумеющимся, лишь локальной удачей на великом пути. Вся Европа пребывала в восхищении, отсчитывая виктории – рекордная серия в итоге прервалась на цифре 42 (Фучка и Бодирога считали вместе со всеми, и им это поднадоело), но было понятно, что история творится прямо на глазах.
Тот ЦСКА был удивительно гармоничен, и Ивковичу удалось создать из имеющихся под его началом игроков очередную машину для штампования побед. У нее, правда, был один эффект – она была слишком неповоротлива и зависела от одного человека. Когда Маркус Браун, разрывавший соперников весь год, встал в ступор, встали все – но до московского финала в такой исход не верил ни один человек. По ходу сезона красно-синие были блистательны, горячи, внушительны, были непобедимы.