Формула-1 возвращается в США. Официально подтверждено, что с 2012 года этап “Королевских гонок” будет проводится в городе Остин, штат Техас. Что из этого получится, и смогут ли наконец Королевские гонки укрепиться в Соединенных штатах?
Гран-при США всегда стоял особняком от других этапов чемпионата мира. Вне всяких сомнений, особенно для современной Формулы-1, проведение Гран-при в одной из крупнейших держав мира очень и очень важно. Не менее важен американский рынок и для европейских автопроизводителей. Поэтому не удивительно что Формула-1 всегда стремилась в Штаты, но к сожалению сами американцы этой тяги никогда не разделяли. Вообще обособленность США от всего остального мира это тема отдельной статьи, не касающейся спорта. Что касается спортивного аспекта, то и здесь нашлись отличия. Заокеанский футбол это совсем не тот футбол, в который играют во всех остальных странах мира. Если во всём мире автогонки проходят на трассах со множествами поворотов, то в Америке они проходят на овалах. США мало интересует, что происходит за её пределами.
о как, ни странно, несмотря на всё это обособление, за всё 60-летнее существование Формулы-1 в Штатах прошло 64 Гран-при! Против 57 в Монако и 60 в Монце! Цифра впечатляющая, во многом благодаря тому, что некоторое время в календаре Формулы-1 было и вовсе по два американских этапа.
Первая гонка Формулы-1 прошла там, в 1959 году на Себринге, единственный раз эта трасса, существующая и поныне, принимала у себя гонку Ф-1 , и выиграл её тогда Брюс Макларен на Cooper, эта была его первая победа из четырёх в его карьере. В 1960 году Ф-1 приехала уже на другую трассу – Риверсайд, а через год на долгое время, аж до 1980 года, Формула-1 обосновалась на трассе Уоткинс-Глен в Нью-Йорке. Затем к гонке в статусе “Гран-при США” добавилось “Гран-при США-Запад”, которое проходило на уличной трассе Лонг-Бич до 1983 года.
Поэтому популярность Формулы-1 в Америке росла, к тому же двое ей представителей смогли стать чемпионами мира: Фил Хилл в 1961 году, Марио Андретти в 1978. Своего пика присутствия в “Новом свете” Формула-1 достигла 1982 году: США приняло аж 3 гонки: в Лонг-Бич, Детройте и Лас-Вегасе. Успех был налицо, но после такого взлёта началось затяжное падение, которое закончилось в 1991 году. На единственную уже в календаре американскую гонку пришло все 18000 зрителей, и с того момента гонка в США исчезла из календаря чемпионата мира.
Долгое время Формула-1 обходилась без этапа в Штатах, но каждый босс команды, автпроизводители, которые начали активно приходить в “Королевские гонки”, сам Берни Экклстоун – коммерческий босс Формулы-1, который лучше всех знал, что для популярности и прибыльности его детища важно, все утверждали в один голос о важности возвращения гонок на “Новый свет”. Но было ясно, что для поднятия там рейтинга Формулы-1 нужно было что-то новое: уличные этапы врядли могли создать такой эффект, что уже говорить об обычных стационарных автодромах, которые и вовсе американцы не жаловали.
В итоге всё-таки арена возвращения Формулы-1 была найдена: в 2000 году на трассе Индианаполис – Мекке американского автоспорта, состоялся Гран-при США. Что и говорить, лучшего места для поднятия утраченного интереса нельзя было найти. Правда, сама трасса проходила лишь частично по легендарному овалу, который был построен в 1909 году. Большая часть трека располагалась внутри, так называемый “инфилд” – секция специально была построена для проведения там Европейских гонок. Всё это всколыхнуло американскую публику, ведь проект действительно выглядел потрясающим: “Формула-1 в Индианаполисе!” Но постепенно с годами, интерес зрителей вновь начал падать, трибуны “Старой Кирпичницы”, рассчитанные на 400000 посетителей не заполнялись даже наполовину. Всемирно известные “Королевские гонки” с трудом могли конкурировать с местными IndyCar, CART и NASCAR, которые собирали аншлаги.
Всё бы ничего, но жирную точку в отношениях Америки и Формулы-1 вне всяких сомнений поставил Гран-при 2005 года. Регламент того года запрещал смену резины по ходу гонки, и в Michelin, поставлявший тогда свою резину большей части пелетона, просчитался, привёзя на этап слишком мягкий комплект, который как оказалось не выдерживает нагрузок скоростного бэнкинга – части овала. Компромисс не был найден, и клиенты французских шинников просто-напросто свернули на пит-лейн после прогревочного круга. На старт вышли только клиенты Bridgestone – Ferrari и два аутсайдера Jordan и MInardi. Гонка превратилась фарс. Реакция на трибунах в тот день была абсолютно понятная, но проблема была в другом: если и было самое неподходящее место для подобного, то это как раз был и без того непопулярный Гран-при США. В общем, Формула-1 получила невероятный удар по своей репутации в Америке, от которого не смогла оправиться. Следующий Гран-при в Индианаполисе в 2006 году, несмотря на опасения, состоялся. Даже, впервые за 13 лет, в Формуле-1 появился американский гонщик Скотт Спид, но через год и он, и трасса Индианаполис покинули Формулу-1. Спид был со скандалом уволен посреди сезона, а Берни Экклстоун не захотел продлевать контракт с Индианаполисом.
Несмотря на относительные успехи, Формула-1 второй раз не смогла “освоить американскую землю”, а точнее асфальт. Пока что заокеанской публике куда ближе и роднее их моносерии с овалами. И пока даже не все у них знают кто такой Михаэль Шумахер. В годы своего доминирования, семикратный чемпион Мира признался, что в Штатах чувствует себя обычным человеком, поскольку даже на улице его редко кто узнаёт.
О низком интересе говорит и недавняя ситуация с USF1 – национальной американской команды Формулы-1, которая так не вышла на старт. Команда не смогла найти спонсоров и достаточную поддержку. Но вот в конце мая 2010 года было объявлено о том, что в 2012 году США с новой трассой Остин вернётся в Формулу-1. Что выйдет из проекта , который пока только на бумаге, неизвестно. Ответит ли Америка наконец взаимностью? Официально контракт подписан аж на 9 лет. Но уже ходят слухи, о том, что его ждёт та же участь что и так не перестроенный Донингтон. Хотел бы верить, что это всё только слухи. Но пока тенденция пребывания Формулы-1 в “Новом Свете” говорит об обратном.